Московский модерн - удивительное и парадоксальное явление в истории русской архитектуры. Его взлет был стремительным, его угасание - столь же быстрым; до наших дней сохранились сотни домов в этом стиле, но большинство из них неизвестны не только гостям, но и жителям столицы. Список архитекторов-"модернистов" насчситывает десятки имен, но до сих пор нет ни одного музея, посвященного им... Поэтому серия публикаций в нашем блоге - отличная возможность познакомиться с шедеврами русской архитектуры!
Переулки Арбата
Пожалуй, ничто так не свидетельствовало о скором приближении войны, как единодушное стремление ораторов к миру. Писатели, живописцы, композиторы, даже шахматисты — все они в начале XX века с тревогой всматривались в завтрашний день Европы и одновременно творили, пытаясь предупредить будущие потрясения.
В архитектуре выразить антимилитаристские настроения несравнимо сложнее, нежели в прозе или музыке, однако самым выдающимся это порой удавалось. Лучшие представители ар нуво в 1900-е годы не просто создавали здания и интерьеры — они предлагали полноценную альтернативу жестокому экспансионизму, имперской помпезности, угнетающим индустриальным ландшафтам. А первопроходцем в этой среде следует признать Льва Кекушева (1862-1918(?); дата смерти мастера точно, увы, неизвестна), по проекту которого возвели дом в Глазовском переулке. Именно особняк Отто Листа — первый образец московского модерна во всем его многообразии. Здесь прекрасно все: легкая асимметрия окон, небольшой балкон, цвет фасада...
Однако не следует рассматривать модерн только как реакцию на агрессивную среду (политическую, социальную, ментальную). Модерн — это и обращение к потаенным чувствам, и поиск новых образов (и даже «полуобразов», символов), и отклик на знакомство с новыми культурами, в первую очередь из Азиатско-Тихоокеанского региона. Вот и гениальный Кекушев, возводя особняк в Глазовском переулке, обращался не только к веяниям из Бельгии и Франции, но к традиционным для искусства Китая и Японии декоративным мотивам вроде пруда с рыбками.
Интересна и усадьба владельцев дома. Сам Отто Лист не имеет никакого отношения к венгерскому композитору, зато приходился племянником Густаву Листу (1835-1913). Последний родился в Берлине, азы коммерции освоил в Штатах, а свои капиталы сколотил в России. Отто Лист, однако, подобной деловой хваткой не обладал и даже однажды разорился. Домом о владел до 1908 года, и обычно особняк называют его именем, хотя некоторые свидетельства указывают на то, что строил его Кекушев не для продажи, а для самого себя.
Последующие владельцы также примечательны: с 1909 по 1918 год дом принадлежал Наталье Кусевицкой (1881-1942), дочери чайного магната Константинта Ушкова (1850-1918) и жене дирижера Сергея Кусевицкого (1874-1951). При ней особняк Листа стал одним из мест собраний самых видных московских композиторов и музыкантов, одно лишь перечисление которых займет несколько минут или пару страниц. Вскоре после революции супруги покинули Россию и до конца своих дней жили в Бостоне. Но еще перед этим они продали дом промышленнику Алексею Мещерскому («русскому Форду»). У него с советской властью отношения также не сложились, и он едва успел сбежать в Финляндию.
Позже здесь находилась дипломатическая миссия Аргентины, а сегодня в здании размещается представительство Калужской области.
Напротив особняка Листа расположен доходный дом Кусевицкой - интересный образец эклектичной архитектуры: элементы модерна здесь смешаны с готикой и даже мавританским стилем. Совсем недалеко - на пересечении Денежного и Глазовского переулков - стоит городская усадьба Павловых, примечательная плавными формами и бирюзовым цветом. За углом же можно увидеть дом Бройдо (сегодня в здании располагается посольство Чили), еще один симпатичный особняк в стиле модерн.
Огородная слобода
Огородная слобода, что близ Чистых прудов, - это старинный район с причудливым обликом: традиционные русские палаты здесь соседствуют с классическими усадьбами XIX века и авангардным постройками первых лет советской власти. Каждый угол здесь связан с именами русских гениев - Пушкина, Чайковского, Серова... Немало здесь и необыкновенных архитектурных творений начала ХХ века. Первым делом стоит отметить доходный дом Эпштейна в Гусятниковом переулке, построенный по проекту архитектора Валентина Дубовского (1877-1931). Этот мастер разработал свой уникальный стиль, соединив принципы модерна и готические черты. Его дома зачастую украшены причудливым зверями, словно сошедшими со страниц средневековых летописей и миниатюр, геральдическими щитами, витражами. А над входом в дом Эпштейна архитектор поставил стража в рыцарских доспехах.
Недалеко от Гусятникова переулка находится улица Чаплыгина, главным украшением которой является доходным дом братьев Грибовых. Необычайный фасад, выверенные в своих пропорциях эркеры, многочисленные статуи и барельефы - домом можно любоваться очень долго. Построен дом по проекту Густава Гельриха (1878-?), чье имя едва ли известно широкой публике. Тем не менее искусствоведы практически единодушно причисляют его к самым выдающимся мастерам московского модерна и восхищаются его домами, украшающими улицы и переулки в центре Москвы.
В доме некоторое время жил Горький и множество иных представителей советской интеллигенции и элиты: врачи, инженеры, историки, актеры и даже полярник Кренкель.
А чуть к северу от дома Грибовых можно увидеть дом Сергея Богоявленского (1871-1947) - выдающегося русского историка и археолога. Сын священника из храма Василия Блаженного, он всю жизнь посвятил изучению истории Москвы и средневековых летописей и документов. Его дом, построенный по проекту архитектора Петра Харко (1871-?) примечателен нежно-голубым цветом и изящной лепниной.
Ивановская горка
Ивановская горка - это еще один атмосферный район в центре Москвы. Более всего она известна своими церквями и соборами, а также лютеранской кирхой, однако и здесь можно отыскать незаурядные произведения непродолжительной эпохи модерна. Взгляните на дом Снегирева в Колпачном переулке - это поразительное смешение стилей: архитектор Владимир Глазов (1879-1951) решил разнообразить облик дома элементами из итальянского зодчества эпохи Возрождения, русскими допетровскими традициями и необычной геометрией.
Как и всякий респектабельный модерновый особняк, этот украшен многочисленными орнаментами, фонариками, каменными цветами, небольшими колоннами.
А совсем рядом находится дом музыкального издателя Юргенсона. Он сотрудничал практически со всеми выдающимися русскими классическими композиторами, издавая партитуры их произведений. Ответственным за планировку усадьбы, украшенной арочными окнами и белоснежными профилями, также был Владимир Глазов.
Узнать больше о шедеврах архитектуры, об истории мест и названий, о нравах и традициях столицы вы сможете на экскурсиях от компании itour!