Крым уже полтора века привлекает лучших живописцев. Айвазовский, Васильев, Васнецов, Куинджи, Левитан, Рерих, Шишкин - все они искали (и находили!) вдохновение в удивительных крымских пейзажах. Давайте и мы посмотрим, как выглядел этот прекрасный полуостров в XIX и начале XX века.
В наследии Ивана Айвазовского Крым занимается исключительное место: художник прожил на полуострове значительную часть жизни, в Феодосии он родился и в Феодосии же похоронен. Живописец регулярно посещал и другие города Крыма, поэтому сегодня в самых разных музеях хранятся его картины с видами Ялты, Севастополя, Гурзуфа.
Это полотно относится к раннему периоду творчества Айвазовского. Позже, уже в 1850 году он написал еще один вид берега близ Гурзуфа, изобразив знаменитую гору Аю-Даг.
В отличие от Айвазовского, Федор Васильев воспел крымскую природу поневоле: врачи, обнаружившие у молодого художнику чахотку, порекомендовали отправиться ему в теплые страны на лечение. Средств на поездку в Италию у Васильева не было, поэтому он перебрался в Крым (и то деньги на жилье ему дали друзья из Академии художеств), где и создал несколько чудесных пейзажей. Молодой живописец работал над полотнами с исключительным усердием и в ущерб здоровью. Поправиться ему не удалось и прохладной осенью 1873 года он скончался.
Самое известная его картина крымского периода называется "В Крымских горах", хранится она в Третьяковке. Этот пейзаж знаменитый Крамской называл гениальным. Однако прекрасны и другие произведения Васильева, в том числе работа "Эриклик. Фонтан", хранящаяся нынче в Русском музее. Вот её фрагмент:
Крымские горы вообще регулярно привлекали русских художников в конце XIX века. Архип Куинджи, автор картины "Ночь на Днепре", несколько раз приезжал в Крым заниматься творчеством. От него нам остались как морские, так и горные пейзажи. Несколько раз художник запечатлевал Ай-Петри:
На рубеже веков художники все чаще стали обращаться к изображению быта крымских жителей и самих крымских селений. Если прежде это были безыскусные зарисовки или обычные литографии и гравюры (среди них, впрочем, тоже есть любопытные), выполненные скорее с документальной, нежели с художественной целью, то в конце века, по мере развития региона и благоустройства курортов художники все чаще обращались к изображению "нового" (с красивыми набережными и усадьбами) и "старого" (с оставшимися с турецких времен ветхих домиков на узких улочках) Крыма. В числе посетивших Крым мастеров был лидер отчественных импрессионистов Константин Коровин, наследие которого включает несколько городских пейзажей с видами Ялты, Севастополя, Керчи. Вот фрагмент коровинского "Гурзуфа":
А вот "Старый Крым" Богаевского:
Ему же принадлежит пейзаж с видом на дом, где жил поэт, художник и переводчик Максимиллиана Волошина (там сейчас устроен его музей):
Насколько стремительным оказался прогресс искусства, можно судить хотя бы по сопоставлению работ Коровина и английского художники Уильяма Симпсона, который работал этих же краях аккурат во время Крымской войны. Наиболее интересны его работы с видами Балаклавы (на некоторых из них даже видна старинная крепость Чембало) и Керчи: