Годы строительства величайшего христианского собора были славным, но непростым временем для Византии. Император Юстиниан непрерывно подгонял архитекторов, строителей и оформителей. Некоторые историки даже предполагают, что непрерывная работа подорвала здоровье уже пожилого Исидора, и он отошел отдел или даже скончался, после чего Анфимий вынужден контролировать окончание работ в одиночку. Впрочем, это предположение разделяют далеко не все специалисты.
Из-за деформации стен и несущих опор зодчие вынуждены были сделать купол не строгой сферической, а эллиптической формы. По сей день он сохраняет подобную - по сути неидеальную - овальную форму. Любопытно, что исправить дефект своей конструкции архитекторы смогли благодаря оригинальному и, вероятно, интуитивному решению: в строительные смеси был добавлен речной песок, что заметно добавило прочности всей конструкции, несмотря на ее несовершенство.
Уже через 20 лет Исидор-младший продолжил дело своего отца и снова занялся возведением купола после того, как тот частично обрушился в результате землетрясения в 558 году. Он не отказался от идеи сохранить купол на барабане с окнами, ибо это инженерное решение оказалось еще и необычайно художественным: и император, и его летописцы, и простые богомольцы отмечали, сколь удивителен свет в соборе. Наиболее поэтичные натуры даже говорили, что купол словно парит в невесомости. Прокопий Кесарийский в своем труде "О постройках" пишет:
...весь во всех своих частях, в надлежащей мере являясь более пышным, чем обычно, и более гармоничным, чем можно ожидать от такой громады, наполнен светом и лучами солнца. Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме.
Купол еще возводили, а внизу декораторы уже начали создавать фрески. Древнейшие из них до наших дней не сохранились, однако найти фрагменты позолоты, которую также описывал Прокопий ("золотом выложен потолок"), еще можно:
Эта аспидная мозаика, на которой изображена Богородица, датируется 860-880-ми годами. Предание ее относит вообще к концу первой половины XI века: якобы мастер Лазарь, много лет преследуемый иконоборцами, сумел создать образ незадолго до своей смерти. Небольшая часть позолоты считается оригинальной. Причина, по которой утрачены оригинальные творения, трагична: в эпоху иконоборчества (VIII- начало IX вв.) были уничтожены многие произведения византийского изобразительного искусства. Восстанавливать их или создавать новые стали лишь с конца IX века.
Помимо великолепных мозаик (которых, впрочем, поначалу было немного: по неизвестным причинам Юстиниан не велел создавать лики апостолов; вероятно, не желал провоцировать богословские диспуты) храм было богато декорирован: колонны, резьба по камню и по дереву, обилие золотой и серебряной посуды. Со временем мозаик становилось больше, на них стали изображать не только Христа и Богородицу, но и различных мучеников, персонажей библейских сюжетов и даже наиболее выдающихся правителей Византии; конечно, нашлось место и самому Юстиниану (по правую руку) и святому Константину (на фото):
Константин держит в руках миниатюрную крепость, символизирующую город; в руках у Юстиниана иной щедрый дар - модель самого собора. Эта мозаика - одна из первых топовых достопримечательностей внутри собора: находится она близ юго-западного входа, через который в обычные дни в собор попадал правящий император и его семья; сегодня им пользуются туристы. Основной же вход использовался лишь во время проведения праздничных служб. Юго-западный вход, как и многие другие части собора, видозименялся со временем. Сегодня он обрамлен контрофорсами, которые датируются XI веком. Иными словами, они моложе собора почти на пять столетий.
При входе посетители сначала попадают в нартекс. Нартекс, или притвор, - традиционная часть христианских храмов. Основное ее предназначение - место для совершения молитв теми людьми, кто не могут принимать участие в службах в основной части храма (например, теми, кто еще не крещен). Нартекс обычно представляют собой вытянутую комнату с высоким потолком или просто коридор.
Нередко он выполнял роль хранилища или гардероба: здесь император и его охрана оставляли вооружение перед входом в наос (основную, подкупольную часть храма), здесь же хранили неиспользованную утварь. И сегодня притвор служит местом хранения различных музейных экспонатов - скрижалей, купелей, саркофагов, причем далеко не все их них имеют прямо отношение к Айя-Софии.
Из нартекса через двери или массивные Императорские врата можно попасть в основную часть храма. Императорские врата по преданию сделаны из древних деревьев (чуть ли не тех самых, из которых в свое время был сооружен Ноев ковчег) и богато украшены резьбой и бронзовыми чеканками, позеленевшими от времени.
Если солнечным утром встать напротив врат, можно увидеть как солнечный свет наполняет подкупольное пространство. Это одна из причин, по которой посещать собор Святой Софии стоит именно утром.
Обилие боковых окон - это еще один пример того, как инженерные просчеты удалось обратить во благо: некоторые из них были проделаны в тех местах, где в стене из-за чрезмерных нагрузок образовались трещины. Над самими дверями располагается известная мозаика, на которой изображен Христос и император Лев Шестой. Она считается самой старой из уцелевших в соборе и датируется не то 880-890-ми годами, не то рубежом X и XI вв. (последнее более вероятно: считается, что император вымаливает прощение за свой четвертый брак; едва ли подобный сюжет мог быть использован при жизни Льва Мудрого).
Любопытно, что традиция создавать золотые, сияющие мозаики и фрески практически не прерывалась на всем протяжении византийской истории, чего нельзя сказать о канонах иконописи. Поэтому до нас дошли образы самых разных времен, выполненные в единой цветовой гамме:
На основном этаже расположена и другая известная и весьма почитаемая мозаика, возле которой всегда много туристов. На ней изображены Христос, Богородица и апостол Иоанн.
Сохранилась эта мозаика, датируемая началом XIII века, лишь частично. Вероломные европейские крестоносцы, в отличие турков-османов, обычно просто закрашивавших мозаики и фрески, намеренно сбивали позолоту со стен - то ли ослепленные ненавистью, то ли одержимые жаждой наживы. Внутри наоса также немало фресок, мозаик и прочих декоративном элементе в основной части храма. О ней - в следующей статье!