Почти десять веков Собор Святой Софии был христианским храмом, почти пять веков - мечетью.
Непросто назвать еще хотя бы пару зданий, столь полно олицетворяющих не город, не народ, не страну, а целую цивилизацию, как это делает Собор Святой Софии - главный символ Византии.
Чтобы понять или даже прочувствовать всю значимость древнего храма, стоит пройтись по нему, причем не раз и не два. Каждый шаг по плитам, где за долгие века великие правители и простые верующие вытоптали целые тропинки-желобы, долгим эхом уходит куда-то под купол и незаметно вплетается в дивную симфонию, состоящую из ритма гениальных озарений, молитв, утрат и страданий, коим нет числа.
Собор Святой Софии возводили во времена, когда умы сильных мира всего целиком и полностью были захвачены абсолютами. Античность кончилась и началось средневековье, но эти условные границы были неведомы современникам. Западная Римская империя пала под неумолимым натиском времени и варварских племен, однако на востоке Средиземноморья оплотом силы, веры и культуры оставался Константинополь. Желание не просто обрести вековечную стабильность, но и смести непродолимые преграды на пути к подлинному торжеству римского величия и православных традиций наиболее нашло полное выражение во времена правления одного из величайших императоров - Юстиниана (на мозаике - по правую руку от Богородицы).
Его правление - непрерывная череда войн, реформ и переосмысливания успехов. Византийская элита, еще не отказавшаяся от идеи захвата всего известного мира, уже отказалась от идеи почитания Рима как первого из городов. Юстиниан фактически стал правителем империи еще до официального восхождения на престол, и правил он как византиец. Историк Прокопий Кесарийский отмечает, что высшее провидение благоволило ему; но на самом деле нельзя не отметить обилие умных, верных, талантливых людей, с которыми Юстиниану довелось жить в одно время. В их числе его телохранитель Маркелл, комит Флор, полководцы Нарсес и Велизарий, а также секретарь Велизария - им был тот самый Прокопий, вошедший в историю не только как верный слуга государя, но и как историк и мыслитель; его труды, посвященные истории Византии, поистине бесценны и по сей день являются предметом самого пристального изучения.
Но, быть может, самыми одаренными, даже гениальными современниками Юстиниана были математики Анфимий и Исидор. Первый был родом из Тралл (современное название - Айдын) - древнего города, некогда бывшего столицей Лидийского царства; второй - уроженец Милета, еще одного значимого поселения, чья история насчитывает три тысячелетия. В лучших традициях предшествующих времен каждый из математиков был еще и инженером, архитектором, мыслителем... Еще в первый год правления Юстиниана они начали работу над церковью Святых Сергия и Вакха. Мученики, ныне равно почитаемые в православной и католической церкви, в те времена были символами отказа от языческих культов. Возведение церкви в честь них должно было символизировать не только окончательное расставание с политеизмом и всяческими ересями, но и подчеркнуть серьезность намерений императора, заявившего о желании возвести храмы во всех крупных городах Византии.
Работа была завершена в 529 году. Составлявшая некогда единый ансамбль с церковью Святых Петра и Павла, она сразу же полюбилась Юстиниану, отметившему работу зодчих. Сегодня церковь нередко называют Малой Софией.
Воодушевленный император словно почувствовал, что наступила пора для великих свершений и Византия вступила в эпоху величественных противоречий и противоречивого величия. Юстиниан принялся посылать армии во все концы своих владений, не учтя нестабильности в столице. В итоге в 532 году прямо в Констиантинополе случились погромы, которые нынче историки называют восстанием "Ника". Сурово подавленный бунт (не в последнюю очередь благодаря решительным действия Наксеса и Велизария), вероятно, привел Юстиниана к двум несвязанным суждениям с общим выводом: замолить грехи и отвлечь подданных можно одним способом - возведением грандиозного храма.
Место для будущей стройки было выбрано быстро: бунтовщики, среди прочего, ухитрились разрушить базилику Феодоия, датируемую началом V века. Возведенная из камня и дерева, она жестоко пострадала от пожара и мародёров в январе 532 года. До наших дней от нее сохранились лишь незначительные каменные фрагменты внутреннего убранства.
Уже весной все владения вокруг развалин церкви были выкуплены Юстинианом, и Анфимий и Исидор приступили к решению задачи, сформулированной необычайно просто: построить за 5 лет величайший храм.
Архитекоры решили использовать свои наработки и увенчать собор гигантским куполом. Поддерживать его, по замыслу проектировщиков, должны были 4 массивные арки (одна из них хорошо видна в центре фото).
Однако только арок для удержания купола над нефом было явно недостаточно. Начав решать эту проблему еще на стадии чертежей, Анфимий и Исидор встали на путь, который в конце концов вывел и их и Юстиниана к неувядаемой славе...