6- http://statica2.obnovlenie.ru/foto/original/2013/11/23/c556a1787904144664f5dbeb5a173f53.jpg

Русская Нормандия

О схожести, взаимообогащении и необозримых родственных связях французской и русской культур написано, сказано и снято немало. Внесем и мы свою лепту, поведав об интересных местах на северо-западе Франции и о том, что значат они для отечественной истории.

Близость Нормандии к Парижу наглядно демонстрирует компактность Европы. Конечно, так было не всегда: сейчас машина или поезд легко доставят вас из французской столицы на берег Ла-Манша за 3–4 часа, а когда-то граф Монте-Кристо мог произвести неизгладимое впечатление на собеседника, пообещав восьмичасовое путешествие:

 — Ну, так до вечера, — сказал Монте-Кристо. — Будьте здесь к пяти часам; мы приедем на место в полночь или в час ночи.
 — Как? в Трепор?
 — В Трепор или его окрестности.
 — Вы думаете за восемь часов проехать сорок восемь лье?
 — Это еще слишком долго, — сказал Монте-Кристо.
 — Да вы чародей! Скоро вы обгоните не только железную дорогу,  —  это не так уж трудно, особенно во Франции, — но и телеграф.

Для человека, привыкшего к расстояниям Восточно-Европейской равнины, наличие моря столь близко к Парижу оказывается слегка удивительным фактом (это как если до моря от Москвы было ехать столько же, сколько до Твери). Постепенно, однако, с этим свыкаешься и уже не удивляешься, что на ярмарки выходного дня в Париж рыбаки привозят свой утренний улов. И уж, конечно, нет ничего странного, что обратившиеся к пейзажной живописи французские импрессионисты не обошли своим вниманием Алебастровый берег.

Гораздо неожиданнее то, что и для русской живописи эти места сыграли не последнюю роль. Среди многочисленных городков, нанизанных как бусинки на нитку побережья, городок Вёль-ле-Роз не выделяется бы, практически, ничем. При выборе «брэнда» для города местные власти сделали ставку на не слишком впечатляющую, но, видимо, милую уху французского географа формулировку «самая короткая французская река, впадающая в море» — именно этим свойством речки Вёль, на которой стоит город, сюда стараются привлечь колесящих по Нормандии туристов.

Конечно, здесь, как и в прочих городках Верхней Нормандии, есть и бухта обрамлённая скалами, и ресторанчики вдоль главной улицы, но есть и другие резоны российскому туристу заглянуть в Вёль.

В 1872 году Василий Дмитриевич Поленов, окончив академию художеств, был отправлен за границу в качестве пенсионера академии «для дальнейшего усовершенствования в искусстве». В 1874 году он добрался до Парижа, а летом того же года по совету А.П.Боголюбова отправился в неприметное местечко на Алебастровом берегу. Это местечко называлось Вёль. Там же работали и другие русские художники, в том числе, Репин, но, пожалуй, именно на творчество Поленова проживание в Вёле оказало наибольшее влияние. Отсюда он привёз множество этюдов и несколько картин. Одна из них — «В парке. Местечко Вёль в Нормандии» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Несколько невероятно, но изображённые на картине старые ворота до сих пор сохранились на западной окраине города.

Сказать, что о русских художниках в Вёле не помнят, было бы неверно. Стараниями А.А.Ляпина — внука В.Д.Поленова — городские власти не только восстановили эту часть истории города, но и зафиксировали её в городской топонимике. С недавних пор в городе имеется «проезд Русских художников». Хотя, конечно, учитывая ширину, его стоило бы по-русских называть «проход». Впрочем, слово «passage» можно перевести ещё и как «посещение» и тогда табличка с названием улицы становится почти мемориальной: «Посещению Русских художников из движения передвижников».

Найти город легко — он стоит прямо на дороге из Дьеппа в Фекам, чуть недоезжая Сен-Валери-ан-Ко, — а потеряться в городе, в силу его размеров, почти невозможно. Пожалуй, перечисленных причин вполне достаточно, чтобы во время путешествия по Нормандии захотеть сделать остановку в Вёле.

А.Яшунский

Теги:  нормандия
23 ноября 2013 г.

Комментарии:

Добавить комментарий